Когда денег нет, они всё равно есть


Публикую эту заметку Макса Крайнова, чтобы поддержать всех своих друзей и себя в том числе 🙂

Только что вернулся с дружеской посиделки со своим старым знакомым – CEO одной из австралийских компаний, оказывающих финансовые услуги состоятельным людям и инвестиционным компаниям (disclaimer: я пока не пользуюсь его услугами). Разговаривали о всяком, благо, накопилось. Но был небольшой (неконфиденциальный) фрагмент дискуссии, который был бы интересен и моим читателям:

– (Я) А как у твоих клиентов идут дела? Все инвестиционные проекты заморожены?
– (Он) Заморожены. Клиенты также выходят из имеющихся проектов, если могут, или передоговариваются об условиях. Из-за требований к cash flow (МК: притоку и оттоку денег) многие действительно хорошие инвестиционные проекты остаются без денег. Через меня прошло несколько предложений от компаний, которые уже смогли добраться до точки безубыточности, но которые так и не получили денег, т.к. инвесторы боятся.
– Но боязнь – это же непостоянное состояние? Нельзя постоянно жить и бояться.
– Нельзя. Но многие клиенты зафиксировали убытки. К счастью, большинство из них, которые нас слушали, вышли из воды не сильно замочившимися. Но подавляющее большинство денег у них сидит в кэше (МК: наличности, а не буфере 🙂 ).
– Я бы не сказал, что это сильно неправильно. У меня самого в акциях сидит довольно небольшая сумма.
– Сегодня это правильно. Завтра это будет неправильно, т.к. деньги, находящиеся на том же банковском депозите, приносят едва ли 3% годовых (с учётом инфляции). Это слишком маленькие деньги, и мои клиенты вынуждены вгрызаться в тело депозита (МК: как правильно перевести слово principal в данном контексте?)
– Ну это как посмотреть. Если у тебя $10M на депозите, 3% – это $300к; этих денег должно хватить?
– Ты ошибаешься. У этих людей траты превышают $300k. Плюс – ты посчитал инфляцию, но не посчитал налоги. Эти люди привыкли к чистым доходам от $500-600k в год, и сейчас они страдают.
– Их страдания я понимаю: благо, сам лишился существенной части инвестиционного дохода. Но что-то ты им советуешь?
– Тут даже не я: тут вся жизнь советует; ты не можешь всю жизнь сидеть в кэше. В течение года-полутора мои клиенты просто вынуждены будут принимать риски и инвестировать в акции публичных компаний и начинающие бизнесы. Без этого они просто проедят все имеющиеся деньги и не оставят ничего потомкам.
– То есть, стартапы, только-только начинающие деятельность, через год имеют неплохие шансы получить инвестиции?
– Именно. И не надо покладать рук. Но и не надо тратить деньги налево и направо.

P.S.: Надеюсь, что номер 13 будет всё-таки счастливым в этом случае :-)

  1. Пока нет комментариев.
(никто не узнает)